История японского бонсай

Бонсай – хобби и стиль жизни
Если вы еще не определились с хобби, то бонсай – это то, что вам нужно. В Японии бонсаи украшали дома и сады и одно время считались уделом богатых людей.

Если перевести слово бонсай буквально – это будет звучать примерно так – «растение в горшке» или «растение в плоском горшке». Второй перевод прямо указывает на один из способов, которым формируется бонсай. Для создания бонсай можно использовать маленькие ростки самых обыкновенных деревьев, а маленькими они остаются из-за специального ухода за ними: плоский горшок, постоянные подрезки, специальные почвы и многие другие методы. Одним словом, все не так сложно. И в книжных магазинах, и в интернете можно найти массу материалов по созданию и уходу за бонсай.

Вы можете создавать бонсай и в доме, и на открытом воздухе в своем саду. Это уже зависит только от вас. Главное качество, которым должен обладать человек, решившийся сделать бонсай своим хобби и стилем жизни, — терпение. Бонсай – это не только маленькое дерево, это старое дерево. Оно будет стареть вместе с вами. И чем оно будет старше, тем ценнее. Бонсай с вами на всю жизнь. Если вы не обладаете таким ценным качеством, как терпение, это хобби, которое однозначно поможет вам обрести его. Те, кто уже давно занимается искусством бонсай, говорят, что оно воспитывает в человеке стойкость, мудрость, настойчивость, наблюдательность, отличный вкус, развивает чувства. Потому что, наблюдая изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год за своим маленьким питомцем – человек развивает способность видеть все глубже, понимать жизнь и её проявления яснее. В нашем мире с его темпами жизни ценность такого хобби, как бонсай, огромна. Оно помогает нам остановиться, дает время для размышлений и поиска душевного спокойствия.

Главное, как всегда, начать, втянуться и понять, как это прекрасно — самому создавать живую картину природы. А потом чувствовать, как незаметно меняется к лучшему ваша жизнь, как меняетесь вы сами и люди вокруг вас.

История

Истоки японского бонсай, неотделимого от богатых художественных традиций прошлого, можно отнести ко времени создания произведения «Манъёсю». К сожалению, скудость материалов затрудняет исследования в этой области. В предлагаемом ниже обзоре использованы материалы из книг Кобаяси Тадао (или Норме) «Искусство бонсай» и Ма-русима Хидэо «Размышления об истории бонсая и суйсэки в Японии».

С давних времен и поныне японцев отличает любовь к природе. В «Манъёсю» немало поэтических свидетельств этого чувства, обращенного часто к одному единственному деревцу или травинке. По разбросанным в антологии свидетельствам можно судить о достаточно высоком уровне садового искусства этого периода.

Введение в начале VII века кодекса «Тайхорё», регламентирующего среди прочего землевладение и землепользование, способствовало развитию техники ухода за растениями. В популярном романе X века «Уцубо-моногатари» («дуплистое дерево») или, по Конраду Н. И., «Повесть о дупле» можно найти изложение эстетических принципов садового искусства, и поныне служащих основой современного искусства бонсай. В целом, однако, в период Нара-Хэйан (710-1192) отсутствует конкретная информация о бонсай.

Первое письменное упоминание о бонсай датируется концом периода Камакура (1192-1333). Речь идет о книге «Касуга Гонгэн кэнки» («Удивительные истории о Касуга Гонгэн» (1309 г.)), повествующей об истории буддийского храма Касуга в г. На-ра с 937 г. по 1304 г. На одной из иллюстраций можно видеть изображение композиции бонсай, отвечающей современным канонам этого искусства. На полке установлен так называемый «оэкидай» («каминная подставка»), представляющий собой посуду, покрытую чёрным лаком, с низкими бортами. Дно покрыто песком, естественными камнями. На «оэкидай» установлены сосна и деревце с бледно-розовыми цветками. Рядом установлен «дополнительный» травяной бонсай (вероятно, аир японский). Сосна имеет вид «благородного» старого дерева. Еще дальше в керамической посуде установлен камень, посажена трава. Таким образом, в этот период уже были разработаны основные принципы экспонирования бонсая.

Изображения бонсай можно встретить и в других книгах. Например, в «Хонэн сёнин» («Житие святого Хонэна»), «Иппэн сёнин» («Житие святого Иппэна») (1299 г.). Бонсай тогда был широко распространен.

Дальнейшее развитие бонсай получил в деятельности монахов «пяти монастырей» дзэн-буддийской секты Риндзай, органично включавших искусство бонсай в рамки буддийской культуры. К сожалению, не сохранились изображения их работ. Однако общее представление об этом можно составить по «годзан бунгаку» или по сохранившейся книге «Сад храма Нандзэндзи». Так, в стихотворении одного из учеников Мусо Кокуси на тему «Сосна в плошке» создается величественный образ выращиваемой в горшке сосны:

«И через тысячи лет, в старости, поражающей красотой зеленой хвои».

Говоря об истории бонсай, невозможно обойти вниманием книгу «Цурэдзурэгуса». Приведем выдержку из неё:

«Однажды тот же [князь] Сукэтомо укрывался от дождя в воротах Восточного храма. Там собралось много нищих, у которых были уродливо скрючены, искривлены или вывернуты руки и ноги. Увидев этих людей, он было подумал: “Это диковины, каждая из которых не имеет себе равных. Они достойны всемерного восхищения”. Однако по мере того как вельможа всматривался в калек, исчезал и его интерес к ним, и он, вдруг почувствовав глубокое отвращение, подумал: “Люди должны выглядеть обычно, а не казаться диковинами”, - и ушел домой. После этого он потерял интерес и к своим насаждениям, решив: “В наше время стараться из любви к садовым деревьям скручивать и надламывать ветки, чтобы придать им причудливые формы и тем тешить свой взор — это все равно что питать пристрастие к любованию такими вот калеками”, и приказал вырвать и выбросить вон все деревца, посаженные в горшках. И это тоже поступок похвальный».

Вышеприведенные строчки комментируются двояко: либо как неприятие

эстетически принципов бонсай как такового, либо же как отказ от чрезмерной изощренности формы в пользу «подлинного» естественного бонсай. Так или иначе приведенный отрывок можно рассматривать как существенное подтверждение (хотя бы и «антибонсайной» направленности) распространенности бонсай в тот период.

Другим литературным источником по истории бонсай периода Камакура является ёкёку (лирическая драма, которую исполняют на сцене) «Хатиноки», дословно означающая «Дерево горшка». Герой пьесы, приютивший холодной снежной ночью гостя, не имея дров, чтобы обогреть его, жертвует для растопки своей драгоценностью — деревцем бонсай, выражая тем самым крайнюю степень почтения. Подобная акция является рельефным свидетельством осознания в ту эпоху ценности бонсай.

Из той же пьесы следует, что даже в провинциальном районе Канте в домах знати держали по несколько горшков бонсай: сливу, вишню, сосну и др., и были хорошо знакомы с техническими приемами выращивания бонсая (исправление формы ветвей, прореживание кроны и др.).

Точное время написания пьесы «Хатиноки» неизвестно, однако, судя по датам жизни автора ёкёку, пьеса отражает отношение к искусству бонсай в конце периода Камакура и начале периода Муромати.

«Бонсан тотоку» («Десять заповедей бонсан») в периоды Камакура и Муромати (1192-1573 г.г.)

Бонсай был распространен не только в высших слоях общества, но и в военном сословии самураев. Одновременно это было время расцвета таких традиционных видов японского искусства, как чайная церемония, искусство благовоний «кодо», театр Но, эстетических принципов «саби-ваби», сохранивших и поныне неизменную актуальность в искусстве бонсая, и др.

Большим поклонником искусства бонсай был восьмой сёгун периода Муромати Асжага Йимаса. 7 мая 1463 г. по приказу сёгуна все монастыри «годзан» должны были представить ему свои бонсай. 25 мая последовал аналогичный приказ, касающийся монастырей, не входящих в структуру «годзан». Ослушавшиеся подвергались преследованиям. Из собранных таким образом работ были отобраны бонсай, приглянувшиеся сёгуну. В дальнейшем они культивировались повсеместно.

В конце периода Муромати появились так называемые «Бонсан тотоку» («десять заповедей бонсан»), представлявшие собой десять «пятииероглифных» сентенций.

Примерный их перевод таков:

1) чувствительное сердце, приятный вид

2) недремлющее око

3) чистая душа, не приемлющая скверны

4) умение узнавать возраст рассады

5) умение увидеть пейзаж вблизи

6) умение не перемещаясь с места «вступить» в грот

7) умение увидеть берег моря

8) ценить вечернюю прохладу летом

9) сохраняться неиспорченным в старости (очевидно, речь о растении).

«Бонсан» («гора на подносе») судя по названию, включает понятие бонсай и другое бонсайное понятие — «суйсэки».

Бонсай периода Эдо (1603-1868)

Расцвет бонсай периода Камакура-Муромати временно приостановился в «эпоху брани царств» — период междоусобных войн в ХXI веке. Далее в период сёгуната Токугава (1603-1868) с установлением мира постепенно бонсай снова занял свое прежнее место в культурной и повседневной жизни Японии. Практически все сёгуны периода благоприятствовали развитию этого искусства, особенно третий сёгун Иэмицу (I623-I65I). Существует много историй о его бурной светской жизни. Его обширную коллекцию бонсай в замке города Эдо (резиденции сегунов Токугава) постоянно охраняли семь воинов. Сёгун любил демонстрировать её «даймё» (по Н.И.Конраду — «сеньор») и одаривать близких некоторыми из этих работ. Известна популярная история, осуждающая Окубо Хикодзаэмона, выбросившего в сад любимую композицию сёгуна из сосны пятилистной (вероятно, подарок сёгуна). Считается, что эта работа сохранилась и хранится сейчас в императорском дворце.

В 1681 г. было издано древнейшее японское руководство по садовому искусству, вызвавшее целый поток изданий подобных книг.

Однако все они с точки зрения искусства бонсай не представляют большой ценности и содержат простейшие сведения типа выращивания саженцев в горшке. Эти книги свидетельствуют, однако, о чрезвычайной популярности в то время сливы, вишни, рододендронов.

Наступление годов правления Гэнроку (1688-1704) характеризуется быстрым ростом роскоши в быту широких слоев городского населения и, в том числе, увлечением садовым искусством. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные укиё-э. Пик этого увлечения приходится на первую половину XIX века. В городах периода Эдо постоянно можно было видеть торговцев бонсай, разносивших выставленные на носилки горшки по улицам. Обычным явлением стал вид тесных садов или веранд — энгава, уставленных горшками с цветами и травами. В 1812 и 1817 гг. последовательно вышли два руководства по чрезвычайно популярному садовому искусству. Модные в это время растения с пятнистыми листьями стоили больших денег. Так, цена горшка с родеей могла доходить до 2 тысяч рё (около 100 млн. иен). Однако подобный интерес к диковинам, становившимся часто объектом спекуляции, не имеет ничего общего с кропотливым выращиванием «естественного» бонсай. Не будет преувеличением, если сказать, что бонсай в этот отрезок периода Эдо отсутствовал.

Возрождение интереса к подлинному бонсай датируется концом эпохи сёгуната Токугава. В это время появляется современное иероглифическое написание слова бонсай (имеющее однако чтение «хатиуэ» — «выращивание в горшке») и вытесняет из всех руководств другие варианты. В конце периода Эдо большую роль в развитии искусства бонсай сыграли литераторы Камигата (принятое название, объединяющее два культурных центра — Киото и Осака) — Ёри Санъё, Таномура Тикудэн, Икэ Тайга. Будучи поклонниками «нанга» (так называемая «живопись южной школы» Китая), они перенесли принципы этой школы в бонсай, формируя изящные в духе «нанга» композиции. Свои бонсай они часто использовали для украшения павильонов для очень модной в это время чайной церемонии. В своих работах они следовали рекомендациям китайского трактата «Кайсиэн гадэн» («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»), называемого иногда руководством по «нанга».Многочисленные термины (например, названия стилей «тёккан», «кэнгай» и др.) из этого руководства, широко используемые в «бонсае литераторов» вошли в лексику бонсай и используются и поныне. «Бонсай литераторов» получил дальнейшее развитие и достиг высокого художественного уровня в г. Эдо, куда постепенно переместился из Камигата ко времени реформ Мэйдзи (1868 г.) культурный и политический центр страны. В первые годы периода Мэйдзи (1868-1912) наряду с принятым термином «хатиуэ» входит в употребление нынешнее чтение «бонсай» иероглифического написания этого слова.

Расцвет бонсай в период от Мэйдзи и поныне

С первых же лет Мэйдзи постоянно растёт интерес к занятиям бонсай.

Коллекционирование бонсай становится предметом соперничества политических лидеров того времени. Бонсай возводится в разряд искусств. Ко второй половине периода Мэйдзи появляется новый термин «бидзюцу бонсай» — «художественный бонсай».

В марте 1892 г. в одном из ресторанов Токио (в нынешнем районе Бункё) открылась первая в мире выставка бонсай под названием «Съезд художественного бонсай», на которой были представлены работы 30 парков Токио.

Причиной появления понятия «художественный бонсай» явилась не только высокая оценка искусства бонсай, но и необходимость разделения двух понятий — бонсай и «хатиуэ» («выращивание в горшке»), смешение которых произошло в первые годы Мэйдзи. Так, в изданном в 1902 г. руководстве «Бонсай ситатэ хихо» («Секреты выращивания бонсай») среди прочего описывается выращивание в горшке таких растений как лилия, ипомея и др.

В период Тайсё (1912-1926) появляется много изданий, обращающих особое внимание на разработку техники бонсай. Для этого времени характерно повсеместное стремление (как у специалистов, так и у любителей) к повышению профессионализма. Организуется любительское «Общество содействия развитию бонсай», проводятся ежемесячные выставки бонсай (обычно в ресторанах), начинает издаваться ежемесячный журнал «Бонсай».

Катастрофическое землетрясение в районе Канто 1923 года нанесло большой ущерб развитию бонсай. Одновременно оно же явилось причиной основания по инициативе бонсаистов Токио так называемой Деревни бонсай в городе Омия (префектура Сайтама).

В октябре 1927 г. была организована первая публичная выставка бонсай в актовом зале издательства газеты «Асахи». В 1928 г. на площади парка Хибуя (Токио) строится специальная оборудованная площадка, где проводятся крупные выставки. На праздновании вступления на престол императора Сева впервые был использован бонсай. Для этого были собраны работы со всей страны: от министерского двора до самых отдаленных районов. В одной из брошюр того времени так оценивается бонсай: «Бонсай выражает красоту природы, «хатиуэ» — красоту декоративного растения.

В 1930 г. был создан профессиональный «Союз бонсаистов Токио», где специалисты регулярно обменивались опытом и своими работами.

Бонсай, завоевавший прочные позиции в ряду другие искусств, получил высокий социальный статус и признание широких масс населения после проведения в марте 1934 г. «Национальной выставки бонсай» в Токийском музее изящных искусств, месте, где проводились обычно правительственные выставки национального уровня и демонстрировались уникальные произведения искусства. Присутствующее в названии выставки слово «национальный» (букв. в стиле нашей страны) указывает на осознание бонсай специфически японским видом искусства. Эти выставки проводятся с тех пор ежегодно (исключая военное время). Они сыграли неоценимую роль в утверждении положения японского бонсай.

Вторая мировая война приостановила развитие бонсай. Последняя довоенная национальная выставка состоялась в 1942 г. В это время можно было услышать и такое мнение: «В такое время заниматься бонсай антипатриотично; надо сажать батат на имеющейся земле, а не бонсай».

Однако война кончилась, а с ней и опала бонсай. Война имела и неожиданно положительное значение для бонсай — солдаты гарнизонных войск (официальное название оккупационных войск США в Японии) и их семьи способствовали распространению бонсай во всем мире среди самых широких слоев населения.

Национальные выставки бонсай возродились в 1947 г.

В 1964г. на основе Национального общества бонсай было создано корпоративное юридическое лицо — «Японская Ассоциация бонсай». Сейчас в Ассоциации почти 30 тыс. любителей бонсай, председатель — Киси Нобусукэ. Что касается профессионалов, представленных Союзом бонсаистов Токио, то они преобразовались в 1969 г. в Японскую кооперацию бонсай. С 1976 г. Кооперация совместно с другими организациями проводит «Японскую выставку бонсай».

Другие статьи из раздела Теория

Вам может понравиться