История горшков

Сегодня старейшими гончарными изделиями считаются глиняные сосуды из Одай-Ямомото и Ушигойя (остров Хонсю, Япония), изготовленные 13 тысяч лет назад. Чуть более поздняя керамика из Ирана датируется примерно IX в. до н. э. Она появилась позже японской, и, скорее всего, ее высушивали на солнце, а не обжигали на огне, как более ранние японские гончарные изделия.

В различных местах земного шара этнографы насчитали пять основных способов производства керамики.

  • Простейший способ заключается в изготовлении из одного комка глины грубого сосуда, середина которого выдавливается, а наружные стенки формуются рукой. При этом для облегчения работы внутрь сосуда часто кладется камень.
  • При спирально-жгутовой технике из глины изготовляют длинную колбасу, из которой сначала, свертывая ее спиралью, делают дно сосуда, а затем укладывают по спирали вертикально, пока сосуд не достигнет желаемой высоты. Вслед за этим внешние и внутренние стенки сосуда выравнивают камнем или деревяшкой.

  • С этим способом сходен способ изготовления сосудов из нескольких глиняных колец, из которых каждое следующее бывает шире предыдущего, так что самое узкое кольцо образует дно, а самое широкое верхний край сосуда. В заключение неровности внутренних и внешних стенок сосуда также сглаживаются
  • При четвертом способе лепки гончарной посуды сначала формуют круглое дно со свисающими вниз боковыми пластинами. Затем, медленно поворачивая сосуд, эти пластины отгибают вверх и соединяют вместе.
  • Пятый способ формовки керамических сосудов основан на применении нового усовершенствования — гончарного круга. Гончарный круг, как и все колеса вообще, был революционным нововведением, так как основан на принципе, не имеющем своего прообраза в природе.

При этом способе изделие выходило более ровным. Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня искусства. Благодаря ему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной. Одновременно с усовершенствованием процесса лепки шло усложнение техники обжига глины.

Какой горшок выбрать?

Посуда, в которой выращивается растение, является одним из существенных элементов бонсай и требует особого внимания. Как бы ни было красиво и естественно растение, неподходящий горшок может привести к разбалансированности общего вида композиции. При большом разнообразии видов горшков их всё же можно разделить на два больших класса: глазурованные и неглазурованные.

Разделяют их также по происхождению: китайские и японские.

Китайские горшки в разное время привозились в Японию из Китая. Высокие со вкусом изготовленные китайские горшки хорошо гармонируют со старыми растениями и высоко ценятся в мире бонсай. По времени их ввоза в Японию они подразделяются на три группы:

— Коватари/древние — возраст горшка свыше 200 лет

— Накаватари/средней давности — свыше 100 лет

— Синто/новые — период от Тайсё до Сева 1912-1989 гг.

Однако самые ценные из них независимо от возраста относят к группе коватари.

Встречаются как глазурованные, так и неглазурованные, больше — последних.

Среди японских горшков тоже есть много старых, сделанных замечательными мастерами изделий. Новичок в бонсай вполне может начать с недорогих и доступных японских горшков. Главное в выборе горшка — это соответствие растения посуде — хатиуцури. Для достижения подлинного хатиуцури требуется некоторый опыт и знания.

Ниже показаны основные виды горшков, приведена классификация их имён, а также изложены некоторые принципы хатиуцури.

Неглазурованные горшки

Отличаются изящной простотой, гармонируют с вечнозелёными растениями, придавая им вид старого дерева. Названия многих из них произошли от используемого материала и его цвета: кодэй/красный ил, сюдэй/терракота и др.

С функциональной точки зрения неглазурованные горшки предпочтительнее: они лучше пропускают влагу, воздух и солнечные лучи. Поэтому они часто применяются как рабочие горшки для выращивания посадочного материала.

Глазурованные горшки

К этой группе относятся покрытые глазурью и обожжённые гончарные и фарфоровые изделия. Обычно ярко окрашенные, эти горшки хорошо сочетаются с цветковыми и плодовыми растениями, а также со смешанным лесом, подчёркивая свежую зелень кроны или алый цвет листьев. Не стоит подбирать посуду под цвет или одинакового цвета с цветками, плодами, листьями или стволом — этим вы добьётесь противоположного эффекта. Предпочтительнее контрастные тона.

Применяется глазурь самых разных расцветок, многие из которых сохранили старые названия: белый коти или кохин, голубой коти, вероятно, из исторической области Кохинхина, на юге современного Вьетнама, «трепанг», «гречиха» и др.

Разнообразие и красочность оттенков столь впечатляющи, что среди бонсаистов, особенно имеющих дело с миниатюрным бонсаем или бонсаем трав, нередки случаи коллекционирования собственно горшков. Из-за плохих вентиляционных свойств глазурованных, особенно фарфоровых, горшков в них не рекомендуется держать растение годами.

Названия горшков

Большое разнообразие видов горшков отражается в их названиях. В формуле названия обычно присутствуют:

— Цвет неглазурованного горшка или специфические особенности применённой глазури для глазурованного.

— Форма горшка.

— Форма верхней кромки, боковых граней, число углов.

— Кроме того, горшок может иметь знак автора и соответственно именоваться. А китайские горшки — знаки, маркирующие период их ввоза в страну — например, коватари.

Названия, отражающие форму горшка

В названиях отражена форма горизонтального сечения.

● квадрат

● шестиугольник

● айва

● венчик цветка

● прямоугольник

● круг

● эллипс

Названия, отражающие форму верхней кромки, углов, боковых граней.

● киттатэ — кромка не выступает над боковыми гранями

● до-химо — боковые грани опоясаны барьером

● гакуири — узор на боковых гранях

● сумиири — боковые рёбра имеют с наружной стороны вогнутость

● сотоэн — верхняя кромка выступает над боковой поверхностью

● надзкаку — углы закруглены

● ути-эн — верхняя кромка выступает внутрь горшка

Принципы и образцы хатиуцури

Гармоничное сочетание растения с горшком называется хатиуцури. Подбор горшка, соответствующего форме, размерам и пр. растения, повседневная забота бонсаиста.

Основные принципы:
Цвет горшка, размер, форма.

Цвет горшка

● Листопадные деревья любят контрастные цвета — бежевый синий голубой. Например, голубой горшок гармонирует с цветом коры клёна и удачно выявляет красоту деревьев зимой после листопада.

● Хвойные предпочитают коричневые, темно серые коричневые, эти цвета не отвлекают от самого дерева. Горшок должен гармонировать с деревом. Горшок не должен отвлекать внимание на себя, а должен дополнять общую композицию.

● Вечнозеленым больше подходит зеленые и другие темные цвета.

Размер

Горшок по длине должен быть 2/3 от высоты деревца.

Форма

Для разных стилей применяются разные формы горшков. Например, дзельква или клён применяются плоские горшки, для мощных деревьев подходят прямоугольные горшки. Спокойная простота не глазурованного прямоугольного горшка больше подходит хвойным деревьям.

Кроме того, массивность прямоугольного глубокого горшка противоречит лёгкой гибкости растения.

Следует учитывать также, что в глубоком горшке корневая система будет разрастаться, что приведёт к ненужному утолщению ветвей вплоть до кончиков побегов.

Другие статьи из раздела Теория

Вам может понравиться